Тосол и антифриз — какая охлаждающая жидкость лучше
Охлаждающей жидкостью (далее по тексту — ОЖ) называется специальный состав, циркулирующий в двигателе и защищающий его от перегрева. Чаще всего для ОЖ используют два термина: тосол и антифриз. Что это за жидкости — разбираемся в нашей статье, которую любезно предоставил сайт АвтоСплетник. Данный сайт является путеводителем для всех автолюбителей, на его страницах вы найдете множество познавательных статей и самые свежие новости из мира авто.
Рождён в СССР…
Слово «тосол» стали употреблять в 60-е года. Именно тогда ГосНИИИОХТ представил результат работы отдела технологий органического синтеза — незамерзающую жидкость, в основу которой лёг знакомый многим этиленгликоль. Аббревиатуру отдела «ТОС» и окончание «-ОЛ», которое присуще большинству спиртов, соединили вместе и получили название нового продукта, который отвечал ГОСТ-28084-89 и сохранял свои свойства около трёх лет. Время шло, оригинальный «Тосол-АМ» стал устаревать, появлялись подделки. Но термин «тосол» навсегда остался в народной водительской памяти — и теперь любой антифриз могут назвать тосолом (как и любой внедорожник — джипом).
А нужен ли ГОСТ?
Сразу ответим — не всегда. Для пищевых продуктов он, конечно, требуется, а вот для ОЖ стандарты качества должны быть отдельными. А ГОСТ-28084-89 определял требования по упаковке и маркировке (но не по химическому качеству). Существует мнение, что тот же самый стандарт жёстко регламентировал «вспенивание» ОЖ. В реальности же вспенивание беспокоило только на этапе конвейерного производства: для погашения пены в саму жидкость стали добавлять пеногаситель. Да, ГОСТ она, может, и проходила, но свойства теряла уже после пары месяцев использования.
Нужно ли заливать воду?
Потери объёма антифриза, как правило, происходят при испарении воды, которая содержится в составе ОЖ. Это явление — абсолютно нормальное, предусмотренное всеми производителями двигателей: даже крышку бачка делают с возможностью сброса лишнего давления. Если стало очевидно, что антифриза стало меньше — нужно долить дистиллированной воды. Однако это правило работает только до объёма 100-200 мл. Ушло больше — нужно заливать антифриз, чтобы восполнить потери.
Разбираемся с цветом
Принято считать, что любые ОЖ можно смешивать, если они одного цвета. Это заблуждение происходит с момента разделения антифризов на лобридные (фиолетовые), гибридные (зелёные), карбоксилатные (красные) и традиционные (синие). Однако нужно знать, что цвет антифриза определяют красители — что и позволяет, например, недобросовестным продавцам «подкрашивать» прозрачную ОЖ и продавать под видом разных составов.
Выбираем правильный антифриз
Тут всё просто — нужно точно следовать рекомендациям автопроизводителя. Зачастую на упаковках ОЖ (которых, к слову, на рынке очень много) указываются даже марки и модели автомобилей — это всего лишь уловка, чтобы привлечь внимание. Хороший водитель же точно знает, антифриз какой марки получил допуск на заводе во время технических испытаний. Перечни требований находятся в свободном доступе у ряда крупных заводов-изготовителей. Если антифриз им соответствует — значит, он с успехом выдержал все испытания. Такую ОЖ можно смело покупать.